Домашняя страница / Дипломные работы / Педагогика / Семейное, социальное, религиозное и коррекционно-адаптационное влияние

Семейное, социальное, религиозное и коррекционно-адаптационное влияние

Описание работы:

Семейное, социальное, религиозное и коррекционно-адаптационное влияние Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому — его многозначность. Вос­питание можно рассматривать как общественное явле­ние, как деятельность, процесс, ценность, как с

Введение

Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому — его многозначность. Вос­питание можно рассматривать как общественное явле­ние, как деятельность, процесс, ценность, как систе­му, воздействие, взаимодействие и т. д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

Ниже предлагается определение, в котором сделана попытка отразить то общее, что свойственно воспита­нию как процессу относительно социально контролиру­емой социализации, но не затрагивается специфика се­мейного, религиозного, социального и коррекционно-адаптационного воспитания, о которой речь пойдет в дальнейшем.

Воспитание — относительно осмысленное и целенаправ­ленное взращивание человека, более или менее последова­тельно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осу­ществляется. Это определение не является общеприня­тым. Оно лишь одно в ряду многих.

В отечественной педагогической литературе можно вы­делить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание» (не углуб­ляясь при этом в частные различия, на которых настаи­вают те или иные авторы). Определяя объем понятия «вос­питание», многие исследователи выделяют:

  • · воспитание в широком социальном смысле, вклю­чая в него воздействие на человека общества в це­лом, т. е. фактически отождествляют воспитание с со­циализацией;
  • · воспитание в широком смысле, имея в виду целе­направленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
  • · воспитание в узком педагогическом смысле, а именно — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;
  • · воспитание в еще более узком значении — реше­ние конкретных воспитательных задач (например, вос­питание определенного нравственного качества и т. д.).

Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие — нравственное, трудо­вое, эстетическое, физическое воспитание, третьи — добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспи­тание.

С точки зрения характера отношений участников про­цесса воспитания, его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на млад­шие, как взаимодействие старших и младших при руко­водящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, сво­бодное, демократическое воспитание.

В зарубежной педагогической литературе также нет об­щепринятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея кото­рого разделялась большинством европейских и американс­ких педагогов до середины XX столетия (а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть действие, оказываемое взрос­лыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и раз­вить у ребенка некоторое число физических, интеллекту­альных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой он в частности принадлежит».

В последние десятилетия подход к воспитанию и, со­ответственно, определение его как педагогического по­нятия существенно изменилось. Это нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литературе.

 

http://mamajournal.ru - мамина страничка для всей семьи.


Просим нажать кнопку "поделиться", прежде чем качать