Домашняя страница / Новостной блог

Новостной блог на сайте банка рефератов "Московский Студент"

Предлагаем вашему вниманию самые интересные и полезные новости для студентов и случайных посетителей нашего сайта. Все самое интересно, что произошло в сфере мирового образования, просвящени, науки и жизни страны.

Вы можете предложить в этот раздел нашего сайта свою статью или новость, которая на ваш взгляд могла бы заинтересовать наших посетителей.



На Ставрополье прошли краевые родительские собрания
Московский Студент - Новостной блог
24.01.2017 18:02
Специалисты Северо-Кавказского федерального университета приняли участие в краевых родительских собраниях, организованных министерством образования и молодежной политики Ставропольского края.
 
Тестирование «Профкарьера» поможет стать успешным
Московский Студент - Новостной блог
24.01.2017 17:16
Для всех студентов СКФУ открыто обновленное комплексное тестирование по программе «Профкарьера», которое помогает определить отрасль и должность, где молодые люди будут наиболее успешны.
 
Кафедра социологии занимается изучением «групп риска»
Московский Студент - Новостной блог
24.01.2017 16:11
Старший преподаватель кафедры социологии ИОиСН СКФУ  Алексей Шаповалов и магистрант кафедры  Михаил Бездетнов обеспечивают социологическое сопровождение и  практическую работу в рамках социально-ориентированного проекта «Старший брат, старшая сестра».
 
Тестирование «Профкарьера»
Московский Студент - Новостной блог
24.01.2017 15:54
Для студентов СКФУ по программе «Профкарьера» открыто обновленное комплексное тестирование, которое помогает определить сферу деятельности, отрасль и даже должность, которые принесут успех молодым людям.
 
Теоретики обсуждают новое отклонение в данных ATLAS
Московский Студент - Новостной блог
24.01.2017 15:25
На прошедшей в августе 2016 года конференции ICHEP на основании большого объема данных Run 2 были закрыты многие намеки на отклонение от Стандартной модели. Однако тогда же коллаборация ATLAS сообщила, что видит новое отклонение в канале «лептон + адронные струи + потерянный поперечный импульс». Недавно появилось несколько публикаций с вариантами объяснения этого процесса.
 
Преподаватель из США в ИМЕН
Московский Студент - Новостной блог
23.01.2017 19:02
В первые рабочие дни 2017 года на кафедре экологии и природопользования института математики и естественных наук прошла встреча с бывшей выпускницей, ныне преподавателем Бруклинского колледжа (CityUniversity of New York) Анной Пальцевой.
 
«Чудесные круги» в пустыне Намиб можно смоделировать
Московский Студент - Новостной блог
23.01.2017 07:55
Ученые предложили комплексную модель формирования так называемых «чудесных кругов» в Намибии — регулярного узора проплешин в растительном покрове пустыни. Эта модель учитывает конкуренцию растений за влагу, что является ведущим фактором в засушливом климате, а также деятельность термитов, которые уничтожают всю растительность над своими гнездами.
 
«Капитал»: идеи и содержание
Московский Студент - Новостной блог
23.01.2017 05:44
«Капитал» – это главное экономическое сочинение Маркса, над которым он работал начиная с 1850-х годов и до смерти. В «Капитале» три «теоретических» тома и условно еще один, «исторический» («Теории прибавочной стоимости»), из которых при жизни Маркса был издан только первый – в 1867 году. Иван Болдырев, кандидат философских наук, НИУ ВШЭ, докторант университета им. Гумбольдта, Берлин   Его основное содержание – это абстрактная логика капиталистического производства, хотя там присутствуют и исторические главы, и вполне предметный описательный анализ. Ядро второго тома составляют так называемые схемы воспроизводства, в которых капитализм мыслится как система баланса и роста, сама создающая – по простым, вполне формализуемым правилам – условия собственной жизни. Важнейшая тема третьего тома – анализ тенденций развития капитализма и динамики нормы прибыли. «Капитал» обозначил переход от Маркса-философа к Марксу – социальному теоретику и экономисту, от критики религии и идеологии к общей теории капитализма. Переход, впрочем, не означал полного отказа от прошлого – скорее смену акцентов и стремление систематизировать идеи, занимавшие Маркса начиная с 1840-х годов. Идеи «Капитала» Стоит указать на самую общую тенденцию мысли Маркса. Опираясь на классическую теорию стоимости Смита и в особенности Рикардо и утверждая, что главный источник новой стоимости – живой человеческий труд, Маркс существенно переосмысляет сами эти понятия – товара и стоимости. В капиталистическом мире любой товар, если это товар, можно не только потребить (и тем самым воспользоваться его чувственными свойствами), но и купить/продать. Этот простой факт имеет для Маркса важные следствия: он пишет о сверхчувственной форме товарной «предметности», то есть о его, товара, социальной форме. Соотнесение товара с другими товарами на рынке основано на том, что люди соотносятся друг с другом, физический мир товаров укоренен в невидимом, «магическом» мире общественных отношений, без которых никакой капиталистический обмен не имел бы смысла. Главный теоретический и революционный (что одно и то же) проект Маркса – понять систему этих надындивидуальных отношений. Стоимость – центральное понятие «Капитала» – нельзя «посчитать», потому что нельзя посчитать общественные отношения, Маркс скабрезно шутит, что она тем и отличается от Шекспировой вдовицы Куикли, что не знаешь, как за нее взяться. Но он тем не менее берется – берется изучать ее как основу структурного институционального устройства капитализма. Товар, деньги, капитал – это, в сущности, разные маски, за которыми скрывается одна и та же система отношений – доминирования капиталистов над рабочими и изъятия прибавочной стоимости. При этом разные формы стоимости исследуются диалектически. Например, деньги как момент капиталистического (вос)производства – не просто его результат, но и необходимый элемент: сам физический процесс производства, его структура и механика выражаются в натуральной форме, но обусловлены денежными отношениями, имеют значение лишь потому, что обеспечивают денежную прибыль, воплощаются в этой концентрированной абстракции стоимости. Результат неотличим от предпосылки. Понятие «капитал» у Маркса Капитал в узком смысле – стоимость, способная увеличивать, оплодотворять саму себя. Но в широком смысле это та самая система отношений неравенства и эксплуатации. Живой труд, служащий источником богатства, таким вечным двигателем, со всей неизбежностью встроен в эти институты. Понять источник избытка, капиталистической прибыли – значит для Маркса постичь само вещество этой системы, природу и причины «богатства народов». Маркс стремился показать, что, возникнув в определенном историческом контексте, логика капитала подчиняет себе все остальные сферы общественной жизни, превращает их в условия, поддерживающие ее существование. Среди этих условий есть несколько важных институциональных характеристик: рабочий формально свободен выбирать, наниматься ли ему на капиталистическое предприятие, но реального выбора у него нет, поскольку в «Капитале» предполагается, что предложение труда систематически превышает спрос на него, а зарабатывать на жизнь самостоятельно рабочий не в состоянии, ибо экономика, описываемая Марксом, – это экономика крупного фабричного производства, постоянно расширяющегося, и у мелкого производства шансов выжить нет. Как нет их, по Марксу, и у самого рабочего, если он не захочет стать частью системы. «Капитал» и философия Гегеля Есть общепринятое представление о том, что Маркс взял у Гегеля метод движения категорий – идею перехода одних категорий в другие – и применил его к анализу капиталистического общества, соотнеся категории науки и формы жизни: от самой общераспространенной и абстрактной социальной формы – товара – к наиболее сложной и развитой форме – процессу капиталистического производства и воспроизводства в целом. Много спорят о том, можно ли назвать марксистскую материалистическую диалектику подлинно гегелевской или это новая форма диалектики, есть ли в «Капитале» своя «логика» и так далее. Независимо от того, кто прав, ясно, что «Капитал» написан под большим впечатлением от гегелевского спекулятивного метода, но никоим образом к нему не сводим. Так или иначе, оказалось, что в ХХ веке главными наследниками Гегеля стали мыслители левого толка, марксисты. Едва ли это понравилось бы самому Гегелю, но так рассудила история. Новизна «Капитала» Маркс превратил экономическую науку в то, чем она так никогда и не стала, – в историко-критический анализ социальных форм. Он показал, что экономическая логика исторически изменчива и что главное в исследовании капитализма – анализ институтов, контекста, в котором действуют его обитатели, без контекста их индивидуальные дела лишены смысла. Я люблю тебя, но я еще и капиталист, ты любишь меня, но ты ведь рабочий – жаль, ничего личного. Маркс учит видеть за каждым отдельным событием и поступком его укорененность в общественной жизни и его воздействие на эту жизнь. Важно и то, что если экономические законы не заданы от века, если они просто приняты нами, то, значит, мы же их можем поменять – в этом главный смысл и истории, и критики. Вдруг грандиозная картина капитализма как целого предстает перед нами одновременно и как чудовищная машина несправедливости и отчуждения, нами же созданная. Наследие «Капитала» сегодня Нет сомнений в том, что идеи социал-демократии, расширения участия рабочих в принятии решений, защиты труда и общей гуманизации производственных отношений – часть марксистского наследия. Маркс был не только главным могильщиком капитализма, но, что удивительно, и его спасителем. Отказ от прежних жестких методов эксплуатации, возникновение и расширение деятельности профсоюзов, всеобщего избирательного права, разработка системы социальных гарантий, наконец, появление идеи безусловного дохода, которую сейчас всерьез начинают обсуждать, – все это непосредственно связано с возникновением и распространением марксизма. Но, что еще существеннее, вместе с «Капиталом» нам достались способы рассуждения, исследовательская практика, которую, конечно, не нужно просто перенимать – ее нужно использовать, чтобы учиться видеть поверх тех границ, которыми социальные науки после Маркса ревниво разметили свои территории. Ведь «Капитал» беспрецедентен по замыслу: это социальная онтология капиталистического рыночного хозяйства, автор ее – и философ, и экономист, и социолог, и историк. Только такая междисциплинарная солидарность и пригодна для исследования тем, интересовавших и Маркса, и нас сегодня: социального неравенства, эксплуатации, институциональной структуры и исторической динамики – анатомии и генеалогии капитализма. Понятно, что и Маркс исследовал другое общество, и сам марксизм истерся от беспощадного употребления в тоталитарных режимах, это сильно усложняет задачу. Но, мне кажется, спасает умение видеть то универсальное, что мы можем унаследовать от Маркса, – и как приглашение пренебречь дисциплинарными условностями, и как общую интенцию восстановления в правах и расширения доступа или, как сказал бы известный марксистский философ Этьен Балибар, обретения голоса теми, кто этого голоса лишен [1 ]. «Капитал» и будущее марксизма Марксизм не стал главной парадигмой ни в социологии, ни в политической науке, ни тем более в науке экономической. Он, впрочем, остается влиятельной социальной философией во многом благодаря левым мыслителям ХХ столетия и постоянно переизобретает сам себя, поэтому «Капитал» существует сегодня не только как старая классическая книжка, но и во множестве воплощений, будь то фильмы или математические [2 ] модели [3 ]. У «Капитала» всегда будут читатели, потому что мы живем в мире, где постоянно усложняются прежние и появляются новые разновидности неравенства и эксплуатации, в мире, где всегда будет потребность в аналитике несвободы. Маркс если и не составил для нас алфавит освобождения, то решающим образом в этом поучаствовал, и новые учебники эмансипации будут написаны в том числе и на языке «Капитала». И здесь важно критическое ядро марксизма, благодаря которому только и можно противостоять его выхолащиванию и идеологизации. Но еще важнее – жест универсализации, обнаружения человеческого. Марксизм политически и этически состоятелен лишь постольку, поскольку он соразмерен этому жесту. Источник: «ПостНаука»  
 
Данные 2016 года окончательно закрыли недавний намек на суперсимметрию
Московский Студент - Новостной блог
20.01.2017 20:59
В начале 2015 года коллаборации ATLAS и CMS заявили, что видят намеки на отклонения от Стандартной модели. Детектор ATLAS видел отклонение в форме пика при массе Z-бозона на графике инвариантных масс лептонной пары, а CMS видел клинообразные превышение при инвариантной массе строго меньше Z-бозона. Ранее в 2016 году коллаборация CMS уже признала, что с учетом новых данных ее намек пропал. К концу года к такому же выводу пришли и сотрудники ATLAS.
 
Состоится отборочный этап Кутафинской олимпиады школьников по праву
Московский Студент - Новостной блог
19.01.2017 17:49
Отборочный этап Кутафинской олимпиады школьников по праву проводится: для участников 8, 9, 10 классов – 21 января 2017 года. Доступ к тестовым заданиям откроется 21 января 2017 г. с 00 часов 00 минут по московскому времени. Форма проведения – заочная (дистанционная); для участников 11 классов – 22 января 2017 года. 
 
Чтобы ослабить атаку Т-клеток, опухоль меняет набор неоантигенов
Московский Студент - Новостной блог
19.01.2017 08:08
Исследование двух случаев меланомы показало, что неоантигены раковых клеток и Т-клетки против них находятся в постоянном взаимодействии: Т-клетки заставляют опухоли избавляться от неоантигенов, а затем и сами исчезают, если исчезли соответствующие неоантигены. Это означает, что для предотвращения развития устойчивости опухолей следует применять индукцию Т-клеточного ответа против нескольких неоантигенов.
 
Битва за школу. Модернизаторы и клерикалы
Московский Студент - Новостной блог
19.01.2017 05:53
Активность Русской православной церкви, все более заметная в последнее время как в политике, так и в публичной сфере, вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Такие события, как принятие закона о защите чувств верующих, строительство новых церквей, передача музеев в собственность церкви, не только становятся предметом бурных общественных дискуссий, но и способствуют формированию локального гражданского протеста. В то же время деятельность Московского Патриархата по усилению своего влияния в сфере образования в последние годы не вызывает заметной общественной реакции, а клерикализация образования не воспринимается как реальная угроза. Анна Александровна Ожиганова (р. 1969) – антрополог, научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук. Между тем мы становимся свидетелями нового этапа борьбы за светскую школу. Вновь поднят вопрос о расширении преподавания предметов, связанных с религией. В ходе дискуссии, проведенной на телеканале «Культура» в декабре 2014 года, глава патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, влиятельный московский священник, протоиерей Дмитрий Смирнов, заявил, что «изучение религии должно стать главным предметом, стержнем всей школьной программы»[1]. В мае 2015 года комиссия по развитию науки и образования Общественной палаты РФ предложила включить в школьную программу предмет «Нравственные основы семейной жизни» (инициатива принадлежит члену комиссии, митрополиту Игнатию (Пологрудову))[2]. В ряде регионов этот предмет уже преподается в 10–11 классах по учебнику, подготовленному екатеринбургским священником, руководителем Центра защиты материнства «Колыбель», иереем Дмитрием Моисеевым, и православным психологом, автором ряда популярных статей и радиопередач, посвященных вопросам материнства, семьи и воспитания детей, монахиней Ниной (Крыгиной). Концепция религиозного образования В принятом в 2000 году на Архиерейском Соборе РПЦ документе «Основы социальной концепции Русской православной церкви» содержится положение об «устранении последствий атеистического контроля над системой государственного образования». В этой связи, говорится в документе, церковь должна стать полноправным участником школьного образовательного процесса, более того, «желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях»[3]. ПредседательСинодального отдела религиозного образования и катехизации, епископ Зарайский Меркурий (Иванов)[4], в своем докладе «Перспективы развития опыта преподавания Основ православной культуры», прочитанном на Архиерейском совещании 16 июля 2010 года, выступил с идеей создания непрерывного православного образования от детского сада до высшей школы[5]. Это предложение определило дальнейшую повестку Московского Патриархата в сфере образования. Пока наиболее важным результатом усилий РПЦ в этом направлении стало включение в 2012 году в школьную программу предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в качестве федерального образовательного компонента. Этот курс состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». В соответствии с регламентом, разработанным Министерством образования, родители должны выбрать один из модулей, а школа в свою очередь обязана предоставить каждому ученику возможность посещать занятия по выбранному курсу, даже если на него записался лишь один человек. Школьники изучают ОРКСЭ в четвертом классе один час в неделю, оценки по этому предмету не выставляются. До официального введения в масштабах всей страны ОРКСЭ в течение двух лет преподавался в 19 регионах в рамках эксперимента. Тем не менее практика преподавания до сих пор плохо отработана и проходит с многочисленными нарушениями регламента. Свобода выбора модуля на практике не обеспечивается. Зачастую администрации школ делают выбор за родителей и ставят их перед свершившимся фактом, заявляя о невозможности организовать преподавание разных модулей в одном классе. Представители епархий оказывают давление на региональные отделения Министерства образования и школьные администрации. Если учителя, следуя регламенту, предоставляют родителям право выбора модуля, их могут обвинить в противодействии изучению православия и «подрыве духовно-нравственного воспитания школьников», как это произошло в городе Хвалынске Саратовской области. Представителей епархии возмутила незначительная с их точки зрения доля учеников, отдавших предпочтение модулю «Основы православной культуры», и они добились увольнения директора, а затем и завуча неблагонадежной школы[6]. Однако было бы неверно полагать, что введение ОРКСЭ – это всего лишь пример плохого исполнения хорошей идеи, и, соответственно, надеяться, что со временем основные проблемы будут решены. Министерство образования, ссылаясь на международную практику школьного религиозного образования, преподносит этот проект как свидетельство модернизации школы, направленную на реализацию свободы совести и свободы вероисповедания. На самом деле изучение религии в российской школе кардинальным образом отличается от аналогичных европейских проектов. В соответствии с Концепцией религиозного образования под названием «Толедские руководящие принципы преподавания религии и убеждений в государственных школах», принятой в большинстве стран Евросоюза, изучение религии должно основываться на приверженности концепции прав человека. Программа курса должна быть объективной и беспристрастной, формироваться на основе современного понимания религиозности, охватывать не только религии, но также верования и убеждения, быть «чуткой к локальным проявлениям религиозного и секулярного плюрализма»[7]. За последние годы в области школьного религиозного образования произошли значительные изменения: большое внимание уделяется актуальным вопросам растущего религиозного разнообразия и межконфессионального взаимодействия, проблеме внеконфессиональной религиозности, а также трансформации религиозных институтов в условиях секулярного общества[8]. Даже в таких странах, как Великобритания и Греция, где обучение религии традиционно включено в школьную программу, началась дискуссия о необходимости трансформации вероучительного предмета в религиоведческий. В соответствии с Конституцией и законом «Об образовании» Россия является светским государством, гарантирующим светский характер образования. В то же время ключевой задачей современной государственной политики провозглашается так называемое «духовно-нравственное воспитание» молодежи[9]. В новых государственных образовательных стандартах отмечается, что воспитание должно опираться на «базовые национальные ценности»: православие («православие объединяло русских людей в единый народ»), имперский идеал («человек государственный, слуга царю и Отечеству») и, наконец, советский патриотизм («героическое служение, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежение материальным во имя идеального»)[10]. Школа должна обеспечить «формирование российской гражданской идентичности обучающихся», «культивировать чувство гордости за свою страну, народ, историю». Таким образом, главной задачей «духовно-нравственного воспитания» выступает конструирование русской православной идентичности, в которой «традиционные религии» – ислам, иудаизм и буддизм – выступают в качестве локальных вариантов русской (или евразийской) империалистической концепции, в то время как для других религий места в принципе не предусмотрено[11]. Так называемая модернизация образования в конечном счете сводится к религиозному воспитанию и архаическим воспитательным моделям. Если в официальных документах подчеркивается исключительно светский характер ОРКСЭ, то в методических материалах содержатся недвусмысленные указания на их истинные цели. Так, одно из пособий для учителей начинается со следующего пассажа: «Эта книга являет собой важный поворот в жизни российской школы и содержания образования. Религия и религиозные организации возвращаются в публичную жизнь»[12]. Риторика чиновников Министерства образования и методистов, разрабатывающих концепцию преподавания школьного курса религии, не оставляет сомнений, что речь идет о конструировании новой государственной идеологии. История введения уроков религии в школьную программу Первоначально планировалось знакомить школьников лишь с основами православия. Патриарх Алексий II еще в 1999 году заявил о необходимости изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Вскоре был создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования и Русской православной церкви, подготовивший к 2002 году примерную программу предмета «Православная культура»[13]. К 2006 году под разными названиями – «Основы и ценности православия» (Белгород), «Основы православной культуры» (Курск), факультатив по «Закону Божьему» (Воронеж), «Основы православной культуры и нравственности» (Новосибирск), «История Церкви» (Ростов-на-Дону) – этот курс уже преподавался в более чем 11 тысячах общеобразовательных школ, причем в Белгородской, Калужской, Смоленской и Брянской областях – в качестве обязательного предмета[14]. Впоследствии для создания, по выражению Абдусалама Гусейнова, «иллюзии политкорректности» было решено добавить опционные модули по так называемым традиционным религиям России и «светские» модули «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». Эта ситуация отражает установившееся на тот момент status quo между светским обществом и амбициями РПЦ. Бурные дебаты, развернувшиеся в 2006–2009 годах относительно введения религии в школьную программу, постепенно затихли, уроки ОРКСЭ стали частью школьной рутины. Многие родители полагают, что один урок в неделю не нанесет большого вреда их детям, и называют ОРКСЭ «очередной школьной глупостью»[15]. Тем не менее официальные данные по выбору модуля показывают, что общественное сопротивление принимает форму отказа от изучения «Основ православной культуры» в пользу «светских» модулей. В 2014–2015 учебном году «Основы православной культуры» изучали 33% 4-классников, тогда как «Основы светской этики» выбрали 45%, а «Основы мировых религиозных культур» 18% учащихся[16]. С начала введения ОРКСЭ эти данные остаются практически неизменными из года в год[17]. Стоит обратить внимание также на относительно небольшое число учеников, выбравших модули других традиционных религий. «Основы исламской культуры» изучают всего 4% 4-классников, причем почти половину из них составляют школьники Чеченской республики, «Основы буддийской культуры» – 0,4% (всего 5458 человек), «Основы иудейской культуры» – 0,02% (всего 357 человек, из них 132 – в Москве). Приведенные цифры несопоставимы с реальной численностью представителей этих конфессий в Российской Федерации. Кроме того, они наглядно демонстрируют, что принцип свободного выбора модуля вне зависимости от конфессиональной принадлежности, декларируемый Министерством образования, на деле не соблюдается. Выбор модуля зависит не столько от религиозных традиций того или иного региона, сколько от решения региональной администрации. В Белгородской, Рязанской, Тамбовской, Ростовской областях число выбравших «Основы православной культуры» составляет 80–90%. В то же время в Кабардино-Балкарии никто не изучает ни православия, ни ислама. В Бурятии 4% учеников выбрали «Основы православной культуры», 5% – «Основы буддийской культуры»; в Башкирии православие изучают всего 0,7%, а ислам – 3,6% школьников. Руководство Татарстана приняло политическое решение об отказе от преподавания «религиозных» модулей в пользу «светских»: в школах республики не изучают ни православия, ни ислама. Отвергая все обвинения со стороны РПЦ и лично патриарха, республиканские чиновники отмечают, что население, понимая важность вопроса, выступает против деления детей по конфессиональной принадлежности: «Мы не скрываем свои позиции о том, что интегрированный курс наиболее рационален, толерантно направлен»[18]. Синодальный отдел религиозного образования проводит постоянный мониторинг выбора курса «Основы православной культуры» и призывает епархии к активной работе с региональными управлениями образования, администрациями школ и родительскими сообществами: «Взаимодействовать с родителями нужно не только на родительских собраниях в школах, один, два или пусть даже пять раз в год, как об этот отрапортовали 85% епархий. Взаимодействие с родителями должно быть постоянным, непрерывным и многоплановым»[19]. В Карелии благодаря усилиям епархии число школьников, изучающих «Основы православной культуры», увеличилось с 7% до 11% («Основы светской этики» выбрали 67%, а «Основы мировых религиозных культур» – 22% учеников»)[20]. В ряде регионов в течение нескольких лет существует практика преподавания православия во всех классах в форме спецкурсов. В 2015 году проект расширения ОРКСЭ на другие классы начинал приобретать реальные очертания в масштабах всей страны. Патриарх Кирилл поднял эту тему на XXIII Рождественских чтениях и направил соответствующий запрос в Министерство образования. Официальный ответ министерства был озвучен лишь в апреле: Дмитрий Ливанов категорически не рекомендовал расширение курса и сообщил, что этот вопрос может быть рассмотрен лишь через некоторое время, после тщательного анализа результатов мониторинга. Тем не менее в мае Министерство образования опубликовало информационное письмо, разрешающее школьной администрации продолжить преподавание религии в других классах[21]. Московская Патриархия не намерена отступать от своего плана по расширению курса. 16 ноября 2015 года на очередном заседании рабочей группы Министерства образования и Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Меркурий (Иванов) вновь предложил рассмотреть возможность включения в программу всех классов средней школы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и провести его апробацию в Ростовской области[22]. Анализ учебников Утвержденный Министерством образования Федеральный перечень школьных учебников включает учебные комплексы по ОРКСЭ семи издательств. Большинство школ (83,5%) занимаются по учебникам издательства «Просвещение», всего 9% – по учебникам издательства «Дрофа», и около 6% используют учебники других издательств. В перечне вновь оказались одиозные учебники по «Основам православной культуры» Людмилы Шевченко и Аллы Бородиной. Первые версии этих учебников, вышедшие еще в 2002 году, получили негативную оценку со стороны экспертного сообщества, увидевшего в них угрозу принципу светскости образования, воинственную антинаучность, националистические и ксенофобские идеи. Так, Людмила Шевченко считает главной задачей своего курса «воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании»[23]. Бородина заявляет, что православие выступает «культурообразующей» религией России[24]. Оба автора проводят идею доминирования русской православной культуры, подтасовывают исторические и этнографические факты для подтверждения идеи изначальности «русского православного этноса». Как отмечал Николай Митрохин в своем докладе «Клерикализация образования в России» относительно учебников Бородиной: «Необходимо обратить особое внимание на “связанность” этнической и конфессиональной идентификаций, подчеркнуть, что эта предполагаемая “связанность” делает религиозную идентичность элементом национальной, а связанные с религией идеологемы – частью этно-национализма»[25]. Тем не менее эти учебные комплексы, рассчитанные на 11-летнее обучение, продолжают издаваться большими тиражами. Издательский проект Бородиной имеет поддержку со стороны РПЦ: издание начало осуществляться по благословению патриарха Алексия II, в настоящее время ему покровительствует протоиерей Александр Шаргунов. Все авторы настаивают на том, что ОРКСЭ – это исключительно светский, культурологический предмет. При этом «культурологический подход» противопоставляется религиоведению как «атеистической» дисциплине. Так, Бородина заявляет, что преподавание религиоведения вступает в противоречие с Конституцией РФ и законом «Об образовании», оскорбляет чувства верующих, а также не способствует успешной социализации[26]. Анализ такого документа, как «Основы социальной концепции РПЦ», а также высказываний представителей церкви подтверждает, что понятие «религиозная культура» не случайно легло в основу концепции ОРКСЭ, поскольку они возводят словоcultura («возделывание», «воспитание», «образование») к слову cultus(«почитание», «поклонение», «культ»). На этой, мягко говоря, спорной этимологии основывается тезис о религиозной основе любой культуры. Еще в 2010 году всем шести учебникам курса «Основы религиозных культур и светской этики», вышедшим в издательстве «Просвещение», эксперты Российской академии наук дали однозначно негативную оценку[27], однако они продолжают переиздаваться практически без изменений. Эти учебники стали буквальным воплощением идей, сформулированных в «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России в сфере общего образования». Согласно этой концепции, воспитание должно опираться на «базовые традиционные ценности»: патриотизм, гражданство, семья, труд, традиционные российские религии. Указанные традиционные ценности нашли отражение в тематическом плане, едином для всех учебников серии. Самый известный учебник серии – это, безусловно, «Основы православной культуры» протодиакона Андрея Кураева. Являясь представителем церкви, автор не скрывает своей миссионерской цели. Учебник содержит образцы религиозной практики, молитвы, примеры иконопочитания. Тем не менее многим учителям и родителям, в том числе не православным, он нравится, так как написан «живым, понятным для детей языком». Учебник «Основы светской этики»[28] являет собой пример этатистской идеологии, что подтверждается практикой преподавания: по рассказам родителей, первый урок курса посвящается рассказу о заслугах Владимира Путина на посту президента. Учебники издательства «Дрофа» были написаны уже с учетом разгромных экспертных оценок учебников предыдущих серий и представляют по сравнению с ними большой шаг вперед. Интересным решением является диалогическая форма изложения. Школьник Игорь и его сестра, студентка Юля, обсуждают вопросы этики; пастушок Ваня и старец Василий родом из XIX века рассуждают о спасении души и традиции прощения в православии; бабушка Рабия знакомит своих внуков Ильяса и Камиллу с мусульманскими обычаями. Самые неожиданные собеседники – индийский мальчик Ананда и его друг слоненок Падма из учебника по основам буддизма. Оригинальной идеей стало введение так называемых «не совсем обычных уроков»: например, суд над Сократом, виртуальная экскурсия в православный храм, путешествие в Иерусалим. Однако во всех учебниках серии заметно стремление авторов обойти потенциально острые вопросы. Так, учебник «Основы исламской культуры», по словам одного из экспертов, «принудительно толерантен»[29]. Авторы предостерегают от неверного понимания слова «джихад» и объясняют, что на самом деле «джихад – это стремление сделать что-то доброе, полезное и нужное для других людей, например: помочь маме – сходить в магазин или присмотреть за малышами»[30]. Татьяна Шапошникова, редактор серии учебников издательства «Дрофа», убеждена, что создает российский вариант «настоящего мультикультурного образования». На самом деле, вписанные в Концепцию, эти учебники, так же, как и все другие, конструируют некую искусственную русско-православную имперскую идентичность. Не случайно в качестве главных героев в учебнике по православной культуре выведены персонажи Древней Руси. Общественное мнение: родители и учителя Весной 2015 года я провела небольшой опрос среди учителей московских школ, которым в следующем учебном году впервые предстояло вести уроки ОРКСЭ (50 респондентов), а также – среди родителей их учеников (92 респондента). Уроки ОРКСЭ ведут, как правило, учителя начальной школы, не обладающие для этого ни достаточными знаниями, ни мотивацией для их получения. Введение курса ОРКСЭ проходит в условиях непрерывной реформы средней школы и постоянно возрастающего бюрократического давления на учителей. Многие из них опасаются, что не готовы к преподаванию этого предмета, ожидают возникновения конфликтов – прежде всего с родителями своих учеников, но также и с администрацией школы. Министерство образования приняло ряд мер по регулированию преподавания ОРКСЭ, в частности обязало всех учителей пройти обучение на специальных курсах, организованных Академией повышения квалификации учителей и некоторыми другими институтами. Однако во многих школах существует неофициальная практика отправлять учителей на курсы, специально открытые с этой целью при монастырях. Из 50 учителей, участвовавших в опросе, пятеро уже прошли обучение в Николо-Перервинском и Новоспасском монастырях, еще шесть человек планировали сделать это в ближайшее время. Введение уроков религии в средней школе затрагивает практически каждого. Родители оказались в ситуации, когда им необходимо ответить на вопрос, как они относятся к этим урокам, хотят ли они, чтобы их детей знакомили с религией в школе и каким именно образом, по их мнению, это должно происходить. Тем не менее в настоящее время лишь очень немногие сформировали собственную позицию по этому вопросу. Большинство опрошенных родителей продемонстрировали высокую степень лояльности введению курса ОРКСЭ. Они считают, что современному человеку необходимы знания о религии (лишь один человек высказал противоположную точку зрения), и убеждены, что эти уроки будут интересны их детям. Более половины согласны с тем, что курс изучения религии может быть продолжен в старших классах. Большинство учителей, принявших участие в опросе, также продемонстрировали высокую степень лояльности введению ОРКСЭ. Они согласны, что современный человек нуждается в знании о религии. Подавляющее большинство считают, что изучение религии лучше всего начинать в 4 классе и что курс ОРКСЭ будет интересен для четвероклассников. Учителя подтвердили, что школьный курс религии должен давать объективную информацию о вероучении, истории, социальной роли разных религий, то есть быть религиоведческим, а не теологическим. Почти две трети учителей высказались в пользу изучения «Основ светской этики» и «Основ мировых религиозных культур», что соотносится с данными о выборе модулей в среднем по стране. В то же время две трети опрошенных, как из числа учителей, так и родителей, считают, что этот курс должен быть факультативным, а не обязательным, как сейчас. Эти данные коррелируют с результатами социологического опроса, проведенного в 2013 году Аналитическим центром Юрия Левады: 75% опрошенных полагали, что предметы, связанные с религией, должны быть добровольными, по желанию родителей учеников, лишь 20% высказались за то, чтобы изучение религии в школе было обязательным для всех[31]. Неожиданными оказались ответы на вопрос относительно разделения учеников на группы по религиозному признаку при изучении ОРКСЭ: больше половины опрошенных поддержали идею разделения класса. Оказалось, что, в отличие от экспертов[32], учителя не рассматривают эту практику как нарушение Конституции. Они убеждены, что курс ОРКСЭ является «культурологическим» и, поскольку школы должны обеспечить выбор модуля, разделение учеников представляется им совершенно необходимым. Разговор на разных языках Мы видим, что в настоящее время общественного консенсуса по вопросу преподавания религии в школе не существует. Проблема состоит не в наличии различных мнений относительного того, надо ли включать религиозные предметы в школьную программу, а в том, что в большинстве случаев эти суждения сами по себе противоречивы и не отрефлексированы, поскольку в значительной степени созданы пропагандой. Люди говорят на разных языках и не желают слышать друг друга. С целью избежать возможных обвинений в нарушении Конституции и закона «Об образовании», гарантирующих светскость учебного процесса, введение ОРКСЭ оправдывается преимуществами мультикультурного воспитания. Однако на самом деле этот предмет являет собой пример очевидной индоктринации и пропаганды консервативных ценностей: этатистской версии патриотизма, формальной набожности, приверженности «традиционной» семье и так далее. Впрочем, представители РПЦ неоднократно выступали с предложением пересмотра Конституции. В очередной раз это предложение прозвучало на совместном заседании Совета Федерации и Государственной Думы по вопросам противодействия терроризму 20 ноября 2015 года. Глава Синодального отдела внешних церковных связей, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), заявил, что «пора, наконец, отказаться от такого понимания отделения церкви от государства, а школы от церкви, которое предполагает, что религия не должна напрямую присутствовать в светском образовательном пространстве»[33]. Посредством этой риторики преподавание религии становится вопросом национальной безопасности, действенной мерой по профилактике международного терроризма. Апологеты православного образования ссылаются на данные социологических опросов, в соответствии с которыми чуть ли не 84% процента населения страны является православным. Однако хорошо известно, что скрывается за этой статистикой. Число верующих остается практически неизменным с начала 1990-х годов и составляет около 3%[34]. Около трети респондентов, называющих себя православными, не верят в бога, еще для двух третей вера не играет значительной роли в жизни[35]. Данные о православном большинстве говорят лишь о том, что православие по преимуществу выполняет функцию символического и – в значительно меньшей степени – ценностно-нормативного признака этнического сознания. Как отмечает Александр Агаджанян, православие в России превращается в культурно-религиозную идентичность и является в значительной мере мифологемой, возникшей в ответ на потребность в новой идентичности[36]. Борис Дубин указывает на корреляцию между массовым обращением к православию и пиететом по отношению к власти и авторитету. Власть использует православие как символ национального единства, в то время как церковь превратилась в «образ единства без реального единения»[37]. Граждане страны разделены на два лагеря: тех, кто безоговорочно поддерживает деятельность РПЦ, и тех, кто тем или иным способом выступает против. Однако это разделение осуществляется не по принципу веры или неверия, но по принципу лояльности или оппозиционности существующему политическому режиму. Можно привести множество примеров, когда православные верующие выступают против строительства новых храмов, введения обязательных уроков религии в школе и других инициатив церкви. По мнению Николая Митрохина, РПЦ со своей правоконсервативной платформой – антилиберализмом, антизападничеством, ксенофобией, этатизмом и авторитаризмом – приобретает все более очевидные черты политической партии[38]. Это новое политическое православие действует в тесной связке с государственной властью, но обладает также собственной политической повесткой. В этой ситуации опасность уроков религии заключается не столько в клерикализации образования, сколько в угрозе превращения школы в механизм трансляции новой государственной идеологии «без идеи», апеллирующей к мифологеме традиционных духовных ценностей. Поскольку залогом успешного распространения этой идеологии является отсутствие критического, рационализирующего взгляда, задачей школы становится воспитание «нового православного» – не способного к рефлексии, лояльного по отношению к власти. В контексте этой воспитательной парадигмы можно рассматривать заявление автора упоминавшегося выше популярного учебника Андрея Кураева о том, что детям нельзя говорить о «терпимости», «открытости», «диалоге культур», поскольку в обществе никакого диалога нет и быть не может, поскольку существует социальное неравенство, и именно эту идею – неравенства и иерархичности – должна «прививать» школа[39]. Несмотря на все усилия церкви, проект введения уроков религии представляется совершенно нежизнеспособным. Дальнейшее давление РПЦ на Министерство образования с целью реализации своей программы религиозного воспитания неизбежно вызовет общественный протест, еще более решительный, чем накануне официального введения ОРКСЭ. В настоящее время большая часть активистов, выступающих против растущего влияния церкви, стоит на позициях секуляризма (например, фонд «Здравомыслие»). Однако группы воинствующих атеистов все громче заявляют о себе: они участвовали с антицерковными лозунгами в массовых протестах 2011–2012 годов, активно присоединяются к акциям противодействия строительству храмов. Этот кризис, грозящий перейти в конфликт, демонстрирует, что перспектива формирования в России настоящего демократического секулярного государства, в котором в равной мере уважаются религиозная свобода для всех верующих и свобода от религии для неверующих, еще более далека, чем десять–двадцать лет назад. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-06-00282 а. Источник: журнал «Интелрос» [1] Основы православной культуры – в светскую школу? // Телеканал «Культура». 2014. 23 декабря (http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20905/episode_id/1152662/video_i…). [2] Митрополит Игнатий. Воспитание должно быть основано на традиционных ценностях (www.oprf.ru/ru/press/news/2015/newsitem/29488). [3] Основы социальной концепции Русской православной церкви. М.: Издательский совет Московского Патриархата, 2001. С. 329–410. [4] Возведен в сан митрополита в 2011 году. [5] Доклад епископа Зарайского Меркурия на Архиерейском совещании 16 июля 2010 года «Перспективы развития опыта преподавания Основ православной культуры» // Время и вера. 2010. 16 июля. (www.verav.ru/common/mpublic.php?num=707). [6] Школа и РПЦ // Радио Свобода. 2015. 4 апреля (www.svoboda.mobi/a/26937031.html); Патриотизм по-хвалынски // Радио Свобода. 2015. 21 апреля (www.svoboda.mobi/a/26970006.html). [7] Toledo Guiding Principles on Teaching about Religions and Beliefs in Public Schools (www.osce.org/odihr/29154?download=true). [8] Beaman L.G., Van Aragon L. (Eds.). Whose Religion? Issues in Religion and Education. International Studies in Religion and Society. Leiden; Boston: Brill, 2015. [9] Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России в сфере общего образования / Под ред. А.Я Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. М.: Просвещение, 2009. С. 17. [10] Там же. С. 12–13. [11] Концепция четырех «традиционных религий» восходит к закону «О свободе совести и религиозных организациях» (1997). [12] Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справ. материалы для общеобразоват. организаций / Под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М.: Просвещение. 2013. С. 3. [13] Митрохин Н.А. Клерикализация образования в России. М., 2004 (http://libelli.ru/works/n_mitr.htm). [14] Православная культура преподается более чем в 11 тыс. школ России // Интерфакс-религии. 2006. 27 декабря (www.interfax-religion.ru/?act=news&div=15872). [15] Полевые материалы автора. Интервью с родителями четвероклассников. Москва, 2013–2014 годы. [16] О результатах мониторинга и проведения координационных работ по реализации курса ОРКСЭ в 85 субъектах Российской Федерации в 2014 году(www.orkce.org/sites/default/files/file/mntrng2014.pdf). [17] Сведения о выборе модулей учащимися 4-х классов в 2012–2013 учебном году (www.orkce.org/sites/default/files/file/mntrng2013_p1.pdf); Сведения о выборе модулей учащимися 4-х классов в 2013 учебном году (на 1 ноября 2013 года)(www.orkce.org/sites/default/files/file/pril1_itg13-14.pdf). [18] Антонов К. Татарстану указали на религиозный курс // Коммерсантъ (Казань). 2015. 28 января (www.kommersant.ru/doc/2655327). [19] Диакон Георгий Юренко. Взаимодействие церковных институтов с родительским сообществом в рамках преподавания основ православной культуры. Опыт регионов // Внедрение комплексного учебного курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях в 2014–2015 году. Проблемы, решения и перспективы. Материалы научно-практической конференции. 6–8 июня 2015.М., 2015. С. 58. [20] Васильева Н.В. Взаимодействие с религиозными организациями в рамках введения и реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ // Внедрение комплексного учебного курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях в 2014–2015 году… С. 36. [21] Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08–761 «Об изучении предметных областей: “Основы религиозных культур и светской этики” и “Основы духовно-нравственной культуры народов России”»(https://pravobraz.ru/pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob-…). [22] См.: www.patriarchia.ru/db/text/4273911.html. [23] Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-й год обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004. [24] Бородина А.В. Основы православной культуры. Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для учащихся 4 класса.М., 2004. [25] Митрохин Н.А. Клерикализация образования в России… [26] Бородина А.В. Основы православной культуры. Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей. М.: Экзамен, 2010. С. 5. [27] Смирнов А.В. Учебник нужен, но его придется переписать с нуля(http://iph.ras.ru/s_0.htm). [28] Экспертное сообщество неоднократно выражало протест относительно самого выражения «светская этика». Директор Института философии Абдусалам Гусейнов говорил о недопустимости употребления этого термина в качестве названия предмета, поскольку он не принят в современной философской литературе, за ним не стоит никакой историко-философской традиции. [29] Мальцев В. Ислам со стороны // НГ-Религии. 2012. 5 сентября (www.ng.ru/ng_religii/2012-09-05/7_islam.html). [30] Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. Учебник для общеобразоват. учреждений. 4 класс / Под ред. Т.Д. Шапошниковой. М.: Дрофа, 2012. С. 132–133. [31] Дубин Б. Вера большинства // Монтаж и демонтаж секулярного мира / Под ред. А. Малашенко, С. Филатова. М.: РОССПЭН, 2014. С. 200. [32] Например, Абдусалам Гусейнов отметил, что «деление учеников на верующих и неверующих – это дикость, такая же, как если бы мы стали делить их по политическим симпатиям или по национальному признаку»: Черняев А.Мораль не выбирают. Интервью с директором ИФ РАН А. Гусейновым // НГ-Религии. 2012. 20 июня (www.ng.ru/ng_religii/2012-06-20/1_moral.html). [33] Выступление председателя ОВЦС, митрополита Волоколамского Илариона, на объединенном заседании Совета Федерации и Государственной Думы 20 ноября 2015 года (www.patriarchia.ru/db/text/4276260.html). [34] Митрохин Н., Сибирева О. «Не бойся, малое стадо!»: Об оценке численности православных верующих на материале полевых исследований в Рязанской области // Неприкосновенный запас. 2007. № 1(51). С. 243–258; Зоркая Н. Православие в безрелигиозном обществе // Вестник общественного мнения. 2009. № 2(100). С. 65–84; Митрохин Н. Социология «бескорыстных мечтателей», или Как все-таки считать количество православных. Рецензия на книгу В. Чесноковой «Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце ХХ века» // Неприкосновенный запас. 2007. № 1(51). С. 276–284. [35] Дубин Б. Указ. соч. С. 187–188. [36] Агаджанян А. Религиозный плюрализм и национальная идентичность в России // Международный журнал по мультикультурным обществам. 2000. Вып. 2. № 2. С. 18. [37] Дубин Б. Указ. соч. С. 188. [38] Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 236. [39] Кураев А. Школьное богословие(http://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/vera_i_deti/kuraev_shkolnoe_bogo…).  
 
Объявлен конкурс на получение стипендии Правительства РФ
Московский Студент - Новостной блог
18.01.2017 16:30
Студентов очной формы обучения Северо-Кавказского федерального университета приглашают принять участие в конкурсе на получение стипендии Правительства Российской Федерации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.
 
Блог проекта AMVA4NewPhysics рассказывает о тонкостях анализа данных LHC
Московский Студент - Новостной блог
18.01.2017 01:23
Все крупные проекты по физике элементарных частиц включают в себя и образовательные инициативы. Это касается не только экспериментальных групп, работающих с конкретной установкой, но и коллективных грантов. Один из примеров таких грантов с мощной образовательной составляющей — это проект AMVA4NewPhysics, финансируемый европейской научной рамочной программой Horizon2020 через программу Marie Sklodowska-Curie Innovative Training Network. Проект AMVA4NewPhysics связывает девять научных коллективов по физике элементарных частиц и несколько партнерских организаций в единую научно-образовательную сеть. Задача проекта — разработать и внедрить еще более мощные статистические методы для анализа данных Большого адронного коллайдера, а также обучить этим методам молодых исследователей. В рамках этого проекта активно ведется коллективный научно-популярный блог, посвященный тонкостям анализа данных LHC. Некоторые из записей этого блога вполне адаптированы для широкой публики, интересующейся работой коллайдера. Например, в сообщении Brazil Bands: What Are They? рассказывается о том, как «читать» традиционный зелено-желтый график поисков новых частиц или явлений. Его часто называют «бразильским» — по цветам бразильского флага. Читатели нашего проекта неоднократно с ним встречались еще несколько лет назад, когда хиггсовский бозон искали на Тэватроне и LHC (см., например, новость Представлены первые серьезные данные LHC по поиску бозона Хиггса). Другая история про статистический анализ, Story of a Failed Resonance, касается недавнего «открытия» на DZero нового тетракварка и последовавшего почти сразу закрытия его экспериментом LHCb (см. наши сообщения Тэватрон нашел еще один тетракварк и LHCb ставит под сомнение реальность обнаруженного недавно тетракварка X(5568)). Другие сообщения рассказывают о тонкостях работы различных алгоритмов анализа данных. Хотя блог ориентирован на молодых исследователей и потому технически чуть более сложен, чем наш проект, его всё равно можно порекомендовать всем, кто интересуется работой LHC. К тому же многие сообщения касаются не непосредственно науки, а повседневной жизни молодых исследователей в разных странах.
 
Детекторы LHC готовятся к режиму «LHC на высокой светимости»
Московский Студент - Новостной блог
17.01.2017 22:06
В соответствии с утвержденным ЦЕРНом долгосрочным планом работы Большого адронного коллайдера, нынешний сеанс Run 2 продлится до конца 2018 года. Затем в 2020–2022 годах пройдет сеанс Run 3, а начиная примерно с 2025 года коллайдер вступит в новую фазу — HL–LHC, то есть «LHC на высокой светимости». Предполагается, что мгновенная светимость коллайдера возрастет по сравнению с нынешним уровнем в 4–6 раз. Но во столько же раз возрастет и «эффект нагромождения» (pile-up): при каждом пересечении сгустков будет происходить по 100–200 отдельных независимых протон-протонных столкновений, в каждом из которых будут рождаться многочисленные адроны. Распутать следы от этих столкновений станет еще сложнее, и к тому же резко возрастет радиационная нагрузка на сам детектор и на его электронику. Для того чтобы справиться со всеми этими требованиями, понадобится серьезная модернизация всех детекторных компонентов. Хотя все эти сложности придется преодолевать только в следующем десятилетии, работа над проектом модернизации детекторов ведется уже давно. В октябре 2016 года под эгидой Европейского комитета по будущим ускорителям (ECFA) пошла третья рабочая конференция, посвященная всему этому кругу вопросов. Слайды с презентациями находятся в свободном доступе на сайте конференции, краткий рассказ о ней опубликован на сайте ЦЕРНа. В докладах обрисован текущий статус работ и планы на будущее в каждом из крупных детекторов LHC, а также обсуждаются общие технические трудности, в частности система охлаждения и радиационно-стойкая электроника. Планирование апгрейда детекторов для HL–LHC должно завершиться в 2017 году публикацией подробных технических проектов (TDR, Technical design report). После их одобрения начнется фаза изготовление и тестирования прототипов.
 
Ученые разгадали тайну хиолитов — загадочных палеозойских животных
Московский Студент - Новостной блог
17.01.2017 20:53
Обобщение обширного ископаемого материала из лагерштеттов позволило разгадать тайну древних животных хиолитов. Они оказались родичами брахиопод из группы лофофорат. Детали анатомии позволили восстановить их образ жизни, а также удалось выявить родственные связи хиолитов с другими современными и вымершими животными.
 
Полиграфологи края обменялись опытом
Московский Студент - Новостной блог
17.01.2017 18:49
В Северо-Кавказском федеральном университете состоялся круглый стол полиграфологов, участниками которого стали наиболее опытные специалисты Ставропольского края
 
Сотрудничество с Президентской библиотекой продолжается
Московский Студент - Новостной блог
17.01.2017 18:32
СКФУ принял участие в пресс-конференции с участием генерального директора Президентской библиотеки им Б.Н. Ельцина Александра Вершинина. Мероприятие было посвящено подведению итогов сотрудничества с партнерами библиотеки.
 
Микоян в Америке и советский пищепром
Московский Студент - Новостной блог
17.01.2017 05:15
Вслед за знаменитыми советскими журналистами Ильфом и Петровым Сталин послал в США в 1936 году и замечательного большевистского лидера, своего приятеля-единомышленника, наркома пищевой промышленности СССР Анастаса Ивановича Микояна. Перед Микояном была поставлена задача изучить новейшие достижения пищевой индустрии США и внедрить американский опыт в пищевую промышленность СССР. Тем более что в середине 1930-х годов СССР приступил к основательной реконструкции сельскохозяйственной переработки и пищевой торговли. Как сетовал Микоян, в то время СССР имел не столько пищевую промышленность, сколько пищевой промысел, доставшийся от старой России. Александр Никулин Иосиф Сталин и Анастас Микоян Неудивительно, что новую социалистическую реконструкцию советской пищевой промышленности начали с полного восстановления в Москве и Ленинграде знаменитых продовольственных магазинов фирмы Елисеева. Затем были открыты специальные диетические магазины по образцу лучших иностранных, в том числе и американских магазинов. Этим магазинам было присвоено название «гастроном», сохранившееся до конца советской эпохи. Впрочем, таких «гастрономов» к середине 1930-х годов было всего лишь несколько на две советские столицы, а ведь ставилась задача покрыть сетью новейших «гастрономов» (на западный манер) всю страну. В целом же к 1936 году под руководством наркомата Микояна в СССР было построено новых 17 крупных мясных комбинатов, 8 беконных фабрик, 10 сахарных заводов, 41 консервный завод, 9 кондитерских фабрик, 33 молочных завода, 11 маргариновых заводов, 178 хлебозаводов, 22 чайные фабрики, производилась модернизация многих старых пищевых предприятий. В своих мемуарах Микоян упоминал, что советские пищевики стремились изучать зарубежный опыт: сыроделие – в Голландии и Дании, молочные предприятия – в США и Германии. Впрочем, к середине 1930-х годов (с установлением дипломатических отношений с США) было принято решение переключить всё внимание на изучение американской пищевой промышленности. Сталин лично принял решение о командировании Микояна в США с несколькими ключевыми специалистами Наркомата пищевой промышленности, снабдив их крупной суммой в валюте для оперативного приобретения в Америке необходимых видов оборудования. Оплошности зарубежного путешествия В своих мемуарах Микоян упоминает о забавном обстоятельстве: перед отправкой за границу его и сослуживцев решено было переодеть из привычных советских гимнастерок, френчей и галифе в европейские одежды, для чего всех снабдили костюмами, ботинками и шляпами «на европейский манер». В Америку советская делегация добиралась долго. Самолетами в Америку, разумеется, тогда не летали. Поэтому Микоян со товарищи ехали поездом через Германию во Францию, откуда знаменитым французским пароходом «Нормандия» плыли до Нью-Йорка. Но уже в Берлине была обнаружена оплошность в одеждах, о которой Микоян рассказывал так: «Когда мы вышли на берлинском вокзале, то заметили, что все немцы с удивлением смотрят на нас. Думаю: что такое? Оборачиваюсь и вижу, что все мы в одинаковых шляпах, ботинках и костюмах, одного цвета и фасона». Советской делегации удалось исправить положение с этой единой униформой только в США, где все накупили себе разных костюмов. Другой забавный случай с Микояном произошел на пароходе «Нормандия». В корабельном ресторане любознательный нарком решил ознакомиться с хорошими французскими винами. Для чего Микоян попросил специального официанта, помогавшего пассажирам в выборе вин, потчевать его, Микояна, хорошими сортами вин для ознакомления с их наибольшим количеством. Официант приносил действительно хорошие вина, но, сверяя их названия по меню, Микоян убедился, что все эти вина не были дорогими. Когда Микоян спросил официанта, почему ему не несут дорогих вин (ведь они должны быть лучше), официант с улыбкой ответил, что предлагал Микояну именно самые лучшие вина. Что касается дорогих сортов, то их держат специально для богатых американцев, которые в настоящих винах не разбираются, ибо слишком долго жили в условиях «сухого закона», лишь недавно отмененного Рузвельтом. Готовя экспорт пищевой революции Два месяца Микоян и его коллеги колесили по США на поездах и автомашинах, проехав более 20 тыс. км и осмотрев холодильники по хранению рыбы и мяса; фабрики мороженого; заводы по замораживанию птицы; заводы по производству мясных и рыбных консервов; заводы по выпечке хлеба, изготовлению сухарей и бисквитов; заводы по производству сухого молока и майонеза; заводы по производству овсяных хлопьев и попкорна; комбинаты по производству шоколада, конфет, по упаковке кофе, чая, какао; свеклосахарные заводы; заводы по производству яблочных, апельсиновых, томатных соков; заводы консервированных фруктов; заводы по производству шампанского, пива и безалкогольных напитков; птицефермы, птицебойни и чикагские скотобойни. Кроме того, для изучения вопросов расфасовки и упаковки пищевых продуктов советская делегация осмотрела завод жестяной тары для консервов, завод по производству металлических крышек, завод пластмассовых изделий, фабрику гофрированного картона, стекольный завод, завод по производству упаковочных машин, завод эмалированной посуды. А кроме того, была осмотрена сельскохозяйственная выставка в Кливленде, выставка по цветоводству в Чикаго. Что вынес из своей американской поездки Анастас Иванович Микоян? И он, как большинство европейских и советских путешественников, был поражен великолепной организацией труда в Америке: «Штат управляющих и конторского персонала по своей численности был раза в три меньше, чем на подобных же предприятиях у нас, – вспоминал Микоян. – Как было досадно осознавать, что в СССР допускаются такие большие излишества в штатах по управлению производством!» Конечно, Микоян повез из Америки в СССР ряд новшеств для соответствующего внедрения в советскую пищевую промышленность. По американским образцам было запланировано создание филиалов мясокомбинатов в пригородных зонах для фасовки-разделки мяса и выпуска вареных колбас. Микоян, безусловно, оценил массовое машинное производство стандартных котлет, продававшихся вместе с булочкой в специальных киосках. В своих воспоминаниях Микоян назвал этот продукт «хамбургеры». Срочно, уже в 1937 году, в ряде крупнейших советских городов – Москве, Ленинграде, Баку, Харькове и Киеве – обязали местную пищевую промышленность на специально закупленном американском оборудовании наладить производство этих самых «хамбургеров». Как вспоминал Микоян, продажа горячих котлет в булочках в специальных киосках была хорошо встречена советскими потребителями, торговля шла бойко; впрочем, начавшаяся война прервала развитие американской культуры «хамбургеров», на долгие последующие десятилетия была утеряна память о них. И конечно, Микоян привез с собой новые американские технологии хлебопечения. Как он вспоминал: «Крестьянство, составлявшее тогда большинство населения нашей страны, обеспечивало себя хлебом самостоятельно, за счет домашней выпечки. Перевод советского потребителя на фабричный хлеб был равносилен революции… Незачем „изобретать велосипед“… Многое было взято нами у американцев. Например, мы привезли из Америки механизированный способ изготовления булочек, которые до того изготовлялись вручную и назывались „французскими“. Новый тип булок мы назвали „городскими“». Подобно хлебной, готовил Микоян американскую революцию в производстве овощных и фруктовых соков. При посещении США его поразило, насколько американцы много и постоянно пьют апельсиновый, томатный и прочие соки. В то время в автаркическом СССР отсутствовали апельсины, поэтому массовое производство соков решили начать с заводской переработки помидоров. Микоян мечтал о производстве томатного сока в таких количествах, чтобы он стал подлинно народным продуктом потребления. Во многом мечты Микояна воплотились в жизнь – в СССР трехлитровые банки с томатным соком даже в годы дефицита в избытке стояли на магазинных полках. А еще из Америки в СССР Микоян привез проекты строительства заводов по изготовлению сгущенного и сухого молока. Большой интерес советская делегация в США проявила к производству безалкогольных напитков. В СССР тогда уже выпускалось довольно большое количество фруктовых вод, но из-за кустарного их изготовления были серьезные проблемы с качеством. Как отмечал Микоян: «В Америке стандартное качество выработки фруктовых вод обеспечивалось самой организацией производства – выработкой на нескольких заводах нужных экстрактов… очень высокого качества». Советская делегация даже изучила процесс производства кока-колы, но, экономя в средствах, решили ограничиться применением американских технологий для производства стандартного высококачественного лимонада и русского кваса. И конечно, Микоян встретился с Генри Фордом. Старик Форд к этому времени не только решительно преодолевал различия между сельским и городским трудом, а также образом жизни, но и стремился к здоровому питанию. Поэтому он скептически отнесся к намерению Микояна изучать американскую мясную промышленность, заявив: «Зря вы изучаете вопросы строительства мясокомбинатов… Мясо есть вредно. Надо питаться овощами, соей и фруктами. Соя содержит белки и полезнее мяса. Мы в семье мяса не едим, а вместо него употребляем сою в разных видах». Микоян возразил, сказав, что советский народ любит есть мясо, да и суровый климат тому способствует, к тому же американцы отнюдь не вегетарианцы. В беседе с Микояном Форд рекомендовал также предоставлять советским рабочим индивидуальные огороды. Ведь это своеобразный отдых, объяснял он Микояну, кроме того, урожаи с этих огородов будут дополнительными источниками питания для рабочих. Микоян тут легко согласился с Фордом, подтвердив, что такая практика в СССР имеется. Наконец, Форд посетовал, что Советы, приступив к строительству автомобильных заводов, не занимаются строительством хороших дорог – повели дело не с начала, а с конца. Микоян отшутился, сославшись на привычки каждого народа: «Наш народ, пока не имеет машины, которая станет ломаться от бездорожья, не захочет вкладывать средства в строительство дорог». Холодильники и мороженое В американских воспоминаниях Микояна, пожалуй, больше всего эмоций проявилось по поводу достижений американцев в сфере замораживания и хранения пищевых продуктов. Действительно много нового и интересного почерпнули для себя советские пищевики в области холодильного хозяйства. И опять, сравнивая строительство промышленных холодильников в СССР и США, Микоян признавал, насколько нерациональным являлся этот процесс в его стране: «У нас… строительная площадка обносится огромным заводом, сооружаются отдельные помещения для компрессорной, насосной, для конторы и гаража – всего до 12 подсобных зданий, да еще по требованию пожарной охраны между ними сохраняются значительные интервалы. Всего этого у американцев не было – есть лишь железобетонное здание холодильника без наружной штукатурки. Железнодорожные пути ведут прямо в здание; все погрузочно-разгрузочные работы происходят там же». Вернувшись из США, Микоян инициировал специальное строительство двух крупнейших холодильников в Ленинграде и Москве с учетом новейшего американского проектирования. Вместо старых холодильных 10–12 зданий эти новые холодильники умещались в двух помещениях. Причем к их внешнему оформлению был привлечен знаменитый советский архитектор Жолтовский. Микоян с удовлетворением констатировал: «Ни в чем не уступая американским, наш холодильник был внешне оформлен даже лучше, чем те, что я видел в США». Большую пользу советской делегации принесло изучение американского производства мороженого. И мороженое в СССР 1930-х годов в основном изготавливалось кустарно. По возвращении Микояна в Москву там была запущена первая фабрика мороженого, отличавшаяся разнообразием и высоким качеством продукта. Микояна поразило, насколько глубоко в повседневный быт американцев проникло использование домашних холодильников, производившихся американской промышленностью в громадных количествах. Вернувшись из США в Москву, Микоян уговаривал Сталина приступить к массовому производству домашних холодильников на нескольких крупных машиностроительных заводах. Сталин отклонил предложение Микояна, отметив, что в большинстве регионов СССР зима длинная, а значит, в это время особой надобности в холодильниках нет. А летом население привыкло хранить продукты в ледниках и погребах, и, в конце концов, советские машиностроительные заводы и так перегружены, в особенности оборонными заказами. Микоян согласился, что этот последний довод, безусловно, решающий. Производство советских домашних холодильников удалось наладить лишь после войны. К концу 1930-х годов Сталин и партия принимают решение о прекращении относительной передышки так называемого неонэпа второй пятилетки, когда сверхвысокие темпы роста тяжелой промышленности были несколько уменьшены, за счет чего появилась возможность ускорить модернизацию советской легкой и пищевой промышленности. Третья пятилетка, стартовавшая в 1938 году, ознаменовалась новым ускоренным ростом тяжелой индустрии, а также усовершенствованием «холодильников» и «морозильников» репрессивно-идеологических мер управления страной. Источник: Газета «Троицкий вариант»  
 
Конкурс на обучение в ведущих мировых вузах в сфере инженерного образования
Московский Студент - Новостной блог
16.01.2017 16:32
Ассоциация глобального образования для инженеров и предпринимателей (GE4) объявляет конкурс для студентов СКФУ на бесплатное обучение в 2017-2018 учебном году в одном из ведущих мировых вузов в сфере инженерного образования.
 
Описан новый надтип архей, к которому относятся предки эукариот
Московский Студент - Новостной блог
16.01.2017 07:41
Целенаправленный поиск микробов, родственных открытым в 2015 году локиархеям, привел к обнаружению большой и разнообразной группы, заслуживающей ранга надтипа и получившей название «Асгард». В эту группу, помимо локиархей и описанных ранее торархей, входят два новых типа: одинархеи и хеймдалльархеи. В геномах асгардархей закодировано множество белков, ранее считавшихся характерными только для эукариот. Никто пока не видел асгардархей под микроскопом, но геномные данные указывают на более сложную организацию их клеток по сравнению с обычными прокариотами.
 
Центр духовной поющей поэзии СКФО
Московский Студент - Новостной блог
13.01.2017 19:27
Проект по созданию постоянного Центра духовной поющей поэзии СКФО, реализуемый на базе Северо-Кавказского федерального университета в партнерстве со Ставропольской и Невинномысской Епархией Русской Православной Церкви, завершает свою работу.
 
Еще статьи...
« ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя »

Страница 3 из 17